Про лошадей - Верховая езда и конный спорт




 



Статьи о лошадях / Теория верховой езды, Конный туризм, Natural HorsemanShip, Конкур-выездка-троеборье (езды),
Породы лошадей от А до Я, Интересное о лошади, Уход за лошадьми, Анатомия-болезни-лечение, Лекарства для лошадей

Natural HorsemanShip





  Движение под названием Natural Horsemanship появилось не так давно, каких-то 15 лет назад в США.

Выросло оно из нового взгляда на езду в стиле вестерн, когда люди заинтересовались обучением лошадей на основе их психологии, а не принуждения, а потом, по мере своего развития, перенеслось и на другие виды езды.

Это была инновация в конном спорте подобно технологическому прорыву, когда появился подводный компьютер для дайвинга. Или подобно появлению жидкокристаллических дисплеев у мониторов. И это дало потрясающие результаты.

Благодаря результатам, которых достигали последователи этого течения, оно быстро распространилось по Штатам, а потом вышло за их пределы. Сейчас оно достигло и России, у нас название этого течения переводят как Естественные Отношения.

Основные принципы Natural Horsemanship (НХ)

  1. НХ - это подход, а не вид спорта. НХ формирует мышление, с помощью которого вы сможете скорректировать любую программу обучения лошади чему угодно.


  2. Общение с лошадью, выполнение лошадью каких угодно команд, обучение строится не на принуждении, а на доброй воле. Лошадь слушается вас не потому, что боится, а потому что она хочет слушаться вас и выполнять ваши указания.


  3. Отношения с лошадью строятся на основе лидерства. Вы являетесь лидером для вашей лошади, именно поэтому она выполняет вашу волю.


  4. Лошадь должна быть безопасной. Она не должна ни кусаться, ни отбивать ногами. Не должна пугаться незнакомых звуков или предметов. Должна спокойно ходить рядом с человеком. Не должна иметь вредных привычек. Должна беспрекословно слушаться всадника даже без механических средств управления (кроме корпуса и рук-ног всадника, конечно), при этом не теряя своей индивидуальности. Так считают сторонники НХ и добиваются этого, используя мягкие методы.


  5. Обучение основано на комфорте. Лошадь стремится от дискомфорта к комфорту, поэтому если вы что-то от нее хотите, вы причиняете ей дискомфорт до тех пор, пока она не выполнит ваше пожелание (не путать с наказанием!!!). Тогда вы сразу же прекращаете неприятное воздействие, тем самым, создавая комфорт. Это - применение отрицательного подкрепления. Но наряду с ним обязательно применяется и положительное подкрепление: за каждый правильный ответ лошадь хвалят, чешут.


  6. Не бывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают невоспитанные лошади. Поведение лошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми, поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает, что ей это в свое время не объяснили. Попытаться объяснить заново никогда не поздно!


  7. Для того чтобы обучать лошадь по принципам НХ, совсем не обязательно обладать специальными знаниями. Существуют тренера, работающие по этой системе, которые могут сделать обучение намного более легким и быстрым, но вообще говоря, сделать это может каждый.


  8. НХ подходит для любой лошади независимо от возраста, породы, роста, экстерьера и тд.

  9. При обучении лошади по системе НХ прогресс становится заметным с первого же занятия. Обучив лошадь всего лишь одному действию, вы заметите положительный эффект даже в том поведении, над которым не работали.


  10. Обучение проходит в форме игры. Это гарантирует доброжелательный настрой и интерес со стороны лошади.

  11. БольшАя часть обучения (90%) проводится на земле. Успешные занятия на земле - залог плодотворной работы под седлом.


  12. Обучение по системе НХ не занимает много времени, особенно если проводится регулярно. Некоторым вещам можно научить за 10-15 минут.



Чем НХ отличается от традиционного метода кнута и пряника

Определим некоторые понятия, тогда ответ станет очевиден. Подробно все эти понятия и их различия рассматриваются в книге Карен Прайор Не рычите на собаку. Наказание - нечто неприятное для субъекта, которое совершается как ответ на его нежелательные действия, после того, как действие совершено, иногда через большой промежуток времени. Пример: родители ругают школьника за плохо оконченный год. Тот уже ничего не может сделать, чтобы изменить текущие оценки. По этой причине наказание по своей сути несправедливо.

Отрицательное подкрепление - нечто неприятное для субъекта, которое совершается как ответ на его нежелательные действия в момент совершения им этих действий. Пример: школьник вместо того, чтобы готовиться к экзамену, считает ворон в окне. Родители добиваются того, чтобы он сел заниматься, результате экзамен сдан нормально и год окончен вполне прилично. Поощрение - нечто приятное для субъекта, которое совершается как ответ на его желательные действия, после того, как действие совершено, иногда через большой промежуток времени. Пример: вы отъездили на лошади просто замечательно, очень ей довольны и, заведя в денник, щедро угощаете морковкой. Лошадь, конечно, невероятно рада такому подарку, но из этого не следует, что она будет так же стараться в следующий раз. Просто потому, что она не поняла, за что именно ее наградили. Положительное подкрепление - нечто приятное для субъекта, которое совершается как ответ на его желательные действия в момент совершения им этих действий. Пример: вы завели лошадь на препятствие, она идеально его прыгнула, вы хвалите ее. В результате у лошади появляется связь между чисто прыгнутым препятствием и поощрением, она становится более старательной в работе.

Метод кнута и пряника подразумевает использование наказания и положительного подкрепления, а при неумелом его использовании - наказания и поощрения. НХ подразумевает использование отрицательного и положительного подкрепления. Самой распространенной ошибкой является суждение НХ не использует наказание. Так что же, лошадь за неповиновение нужно гладить?. Нет. Если у вас есть возможность скорректировать нежелательное поведение, вы это делаете. Если же нет, вы анализируете, почему оно произошло, выявляете первые намеки на отклонение и в дальнейшем принимаете меры во время этих первых намеков. Например, лошадь имеет привычку лизать вам руку, а потом прихватывать кожу зубами так, что на ней остаются синяки. Если вы за это ударите ее, это не заживит вам синяк. Да и лошадь совсем не обязательно поймет, что кусать плохо. Вполне возможно, что она просто станет вам меньше доверять и пугаться ваших резких движений. Что же следует сделать в таком случае? Будьте в следующий раз предусмотрительнее. В следующий раз, дав лошади лизнуть руку, либо уберите ее, либо сделайте лошади жест отойти. Синяка не появится, настроение испорчено не будет.

Командир и лидер

Другое распространенное заблуждение. Мы с моей лошадью партнеры, друзья, я не хочу командовать. Я не хочу быть лидером. Коль скоро вы ездите на лошади, вы ожидаете, что в ответ на ваши команды лошадь будет выполнять строго определенные действия. Вы высылаете ее шенкелями и ожидаете, что она двинется вперед. Вы натягиваете повод и ожидаете, чтобы она остановилась. Вы задаете направление движения, скорость и продолжительность. Вы хвалите и ругаете лошадь. Иногда вы можете пойти гулять с лошадью на чомбуре как с собакой на поводке, тогда лошадь будет выбирать, куда и как идти, а вы будете следовать за ней. Но именно вы решаете когда вы пойдете гулять, а также когда наступает время закончить прогулку. Вы следуете за лошадью не потому, что у вас нет выхода, а потому что вы разрешили ей так себя вести. Так что, вы абсолютно равноправные партнеры?

Сколько бы вы ни предоставляли свободы вашей лошади, окончательное слово все равно остается за вами. Иначе ваша лошадь начинает считаться непослушной. Вы - лидер. Чем отличается лидер от командира? Командир отдает приказания. Командир наказывает за неповиновение. Командира боятся, поэтому выполняют его требования. А лидера уважают. Лидера выбирают себе сами, потому что он умнее, ловчее, сильнее, здоровее - мало ли почему! С помощью описанных в статьях методах НХ вы сможете стать лидером для своей лошади.

Физическое наказание и применение силы

НХ не отрицает применение силы в отношении лошадей. Но опять же это не должно быть наказание хлыстом или иным попавшимся под руку предметом. НХ ратует за то, чтобы сила применялась только в крайних случаях и очень аккуратно. Согласно НХ отношения с лошадью строятся на доверии. Не предадите ли вы доверие лошади, если ударите ее? Natural Horsemanship и остальные методы обучения. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.
Методов работы с лошадьми действительно существует великое множество, причем каждый тренер будет яро отстаивать именно свой способ и уверять, что все остальное не работает, приводя вам сотни доводов. Самое главное - свято верить в свой метод. Когда требования выстраиваются в систему, обучаемому становится вполне возможно их понять и усвоить. Так какой же метод выбрать при работе со своей лошадью? НХ подходит для тех, кто хочет построить свои отношения с лошадью на взаимопонимании и доверии, кто признает в каждой лошади личность, кто считает недопустимым для себя бить лошадь или орать на нее, кто не считает, что это дикое непредсказуемое опасное животное, а уверен, что к любой лошади можно найти подход и сделать ее безопасным, надежным, отзывчивым другом.

Чем пользуется и характеризуется НХ

  1. Никаких искусственных вспомогательных средств; простота веревочного недоуздка; корда; хлыст /у Парелли он называется carrot-stick и используется не для удара, а скорее как полосатая палочка у гаишников (прим. перев), чомбур; 15-метровая веревка, сайд-пулл


  2. Работа на земле и верхом


  3. Никакого наказания, только подкрепление, делающее правильное выполнение команды легким, а неправильное трудным


  4. Положительный, естественный, настроенный на постепенность подход. Все выполняется ступенчато и не торопясь


  5. Веселье и изобретательность

Против чего выступает НХ

  1. Искусственные вспомогательные средства: капсули и "сопли", не дающие лошади открывать рот, цепочки, мартингалы, скользящие поводья, любые трензеля, оказывающие большее давление на рот лошади


  2. Злоупотребление шпорами


  3. Злоупотребление трензелем (жесткое, грубое, интенсивное его использование)


  4. Наказание


  5. Агрессия


  6. Физически заставлять лошадь что-то сделать, не обращаясь к ее уму, не позволяя ей думать и не спрашивая ее разрешения


  7. Слишком малая доля работы на земле в программе обучения


  8. Нехватка воображения в обучении


  9. Нехватка веселья и игр


  10. Принцип цель оправдывает средства





Покупка, продажа лошадей

Все породы лошадей

Фото лошадей

Статьи про лошадей

Форум лошадей, конный форум

Прокат лошадей

Бесплатные объявления





О проекте
Пользовательское соглашение