Подробно о езде в упряжи
Судя по сохранившимся в Помпеях лепным работам можно судить, что упряжь украшалась с такой же роскошью. У римлян езда в упряжи была широко распространена, по крайней мере историки описывают роскошные колесницы, употребляющиеся во времена Империи. К таким относятся прежде всего двухколесные триумфальные колесницы на которых совершался торжественный въезд полководцев-победителей. В такую колесницу запрягали обыкновенно четверку серых лошадей. Как известно, Нерон, возвращаясь из Олимпии въехал в Рим в колеснице, в которой было запряжено 10 лошадей рядом. Такие же или похожие колесницы употреблялись для состязаний и для религиозных празнеств, тогда как четырехколесные повозки применялись для обыкновенных переездов и для перевозки клади. Последние назывались "rheda", тогда как парадные колесницы носили у римлян название "carucca" или "carrocha" откуда произошли итальянское "carrozza", французское "carrosse", и английское "carriage". Во времена темных средних веков езда в упряжи была мало развита и рыцари считали унизительным ездить в экипажах. К тому же состояние дорог не могло содействовать распространению такого вида езды. Однако совсем из употребления езда в экипажах не вышла, так как известно , например, что граф Дерби лишился жизнив 1253 году вследствии падения из экипажа. Что Карл IV при посещении Парижа в 1377 году ездил в роскошной, богато украшенной двухкоолесной повозке, запряженной четырьмя белыми мулами. В 1568 г. было сделано заметное улучшение в конструкции повозки. Состояло оно в том, что кузов повозки стали прикреплять к стойкам при помощи кожанных ремней, а не ставить его непосредственно на оси как раньше. Удивительно как такое важное улучшение нашло себе столь малое распространиние, что еще в 1610 году Генрих IV был убит в Париже в повозке, которая отличалась прежней конструкцией. В 1610 году появилвсь в Германии первая карета со стеклянными окнами. Карета была двухместная и изготовлена ко дню бракосочетания инфантины Марии Испанской с королем Фердинандом III. Несколько раньше в 1599 была вывезена из Италии во Францию подобная карета маршалом Бассомпьером. В Швеции первая такая карета появилась еще в царствование короля Иоанна III (1568-1592). С этого времени езда в экипаже стала все более распространяться. В Париже появился извозопромышленник, сдававший в наем лошадей и экипажи. Человек этот назывался Николай Соважь, имя которого всегда с благодарностью будет вспоминать потомство. Конюшня его была украшена изображением святого Фiакра, и вот почему как гласит молва все парижские извозчики называются "фiакрами".
Около того же времени занялся извоздным промыслом в Лондоне отставной морской офицер. Экипажи его назывались "hackneys". До половины 17 столетия конструкция экипажей отличалась тем, что козлы отсутствовали и кучер сидел верхом на одной из лошадей, передние колеса помещались не под корпусом, а несколько впереди, что затрудняло движение при поворотах. Неудобства эти были устранены в царствование Людовика XVI, у которого была роскошная двухместная крытая карета (carosse coupe) со стеклянными окнами, кучерскими козлами, а также подвижным передом и деревянными рессорами. Несколько позже в Германии вошли в употребление кареты на стоячих рессорах, так называемые "berlines". Но как эти так и вообще все кареты того времени отличались многими недостатками. Так например корпус кареты на рессорах висел так высоко, что приходилось каждый раз подставлять небольшую лестницу, чтобы войти в него. Следствием такой конструкции экипажей было то, что домовладельцы были вынужденны значительно повысить крыши подъездов для беспрепятственного въезда экипажей. Благодаря настоянию домовладельцев появились в 1786 году и быстро вошли в моду кабриолеты "cabriolets", высота которых нередко достигала 20 футов. Мода на высокие экипажи продержалась ло 19 столетия. С появлением лежачих рессор высота экипажей резко уменьшилась. Смотрите также: Какие бывают Беговые экипажи Запрягаем лошадь в экипаж и сани |
|
|