Транспортировка груза вьюками на лошади
Этот груз слагается из предметов общего пользования - продукты, палатки, зернофураж и др., и предметов личного пользования - одежда запасная, 2- дневный неприкосновенный запас пищи, предметы личной гигиены и т. д. Для перевозки груза может быть два способа - распределение груза на всех лошадей похода либо перевозка груза, состоящего из предметов общего пользования, на специально выделенных вьючных лошадях, а груза из предметов личного пользования - на лошадях туристов. Остановимся на втором способе. Как вы помните, в комплект седла кавалерийского образца входят сумы переметные и ремни вьючные. Это приспособления для перевозки груза на верховой лошади. Сумы переметные представляют собой две кожаные или из кожзаменителя емкости, правую и левую, соеди ненные двумя перемычками. Чтобы прикрепить их к седлу, нужно отодвинуть назад кожаное сиденье седла, приподнять его заднюю часть, наложить на седло сумы так, чтобы передняя перемычка легла на живец перед задней лукой, а задняя - сзади нее на полки седла, накрыть сиденьем и зафиксировать ремнем каждую суму на потниковую крышу. К сожалению, стандартные переметные сумы недостаточно вместительны. На некоторых турбазах изготав ливают более вместительные сумы, на других для этих целей используют спаренные рюкзаки. Последний вариант пригоден только в том случае, если рюкзаки спарены двумя, а не одной перемычкой и имеют фиксацию на потниковую крышу, т. е. полностью соответствуют принципу фиксации стандартных сум. На передней луке седла должно быть три вьючных ремня: два боковых и один срединный, на задней - тоже три. Вещи нужно сложить в сумы переметные по правилам укладывания рюкзака - к спине должны быть уложены только мягкие вещи, а все твердые предметы - наружу. При этом вес обоих сум должен быть примерно одинаковым. В передний вьюк следует положить свернутый валиком спальный мешок с вкладышем и мягкие личные вещи, не требующиеся в переходе, упаковав все это в футляр из водонепроницаемой ткани. В задний вьюк можно положить свернутую палатку с крепежными при способлениями. Оба вьюка фиксируются плотно тремя вьючными ремнями к лукам седла. Основная масса груза должна перевозиться на вьючных лошадях. Снаряжение вьючной лошади состоит из вьючного седла и узды - недоуздка с поводом. Вьючное седло сконструировано на базе седла верхового кавалерийского образца. К главным частям седла присоединены различные приспособления, способствующие более плотному соединению седла с телом лошади, - нагрудная шлейка, задняя шлейка, более широкие подпруги, увеличен размер потника и потниковой крыши, добавлены приспособления для прикрепления вьюков. На вьючных седлах можно перевозить самые разнообразные грузы, они должны быть сформированы в три вьюка - верхний, правый и левыйПравила навьючивания таковы:
В связи с тем что вес перевозимого груза ежедневно меняется (расходуются продукты и зернофураж), работа по укладке и компоновке вьюков должна проводиться дежурными под руководством инструктора. В качестве боковых емкостей для вьючных седел могут быть использованы рюкзаки большого размера, по два с каждой стороны. В рюкзаки очень удобно распределять груз и компоновать вьюки по мере расхода груза. Главное - рюкзаки должны быть хорошо зафиксированы на седло и потниковую крышу. Для верхнего вьюка необходима прочная водонепроницаемая ткань (брезент). В походе нагрузка на вьючную лошадь не должна быть выше, чем на верховую. Верховой лошади легче сохра нять равновесие в движении за счет перемещения центра тяжести всадника, помогающего ей в этом. Кроме того, туристы на маршруте время от времени спешиваются в движении и на привалах, в то время как груз вьючной лошади находится на ее спине в течение всего походного дня - с утра и до вечера. Считается, что лошадь способна переносить на спине груз, равный примерно одной трети ее веса на сравнительно равнинной местности. В горных условиях нагрузка должна быть ниже и зависеть от крутизны подъемов и спусков и высоты над уровнем моря. Практически при выходе на маршрут общий вес вьюков не должен быть более 120 кг, из которых два боковых по 40-45 кг и верхний - 30-35 кг. Движение на маршрутеВьючные лошади на маршруте следуют вместе с верховыми. Эти лошади настолько привыкают к трассе, что могли бы и сами свободно передвигаться вместе с группой, если бы не одно "но": будучи на свободе, они могут в любую минуту лечь на землю и "покататься", т. е. помять вьюки и нарушить седловку (вьюк съедет набок). И то и другое допустить нельзя. Поэтому их на трассе водят по очереди туристы. Есть два способа вождения вьючной лошади: турист держит повод вьючной лошади в руке; турист привязывает вьючную лошадь за хвост своей подседельной лошади. Второй способ предпочтительнее, так как в этом случае лошадь следует строго за верховой лошадью и практически не причиняет хлопот. Для того чтобы привязать вьючную лошадь за хвост подседельной, нужно подвить хвост подседельной, сложить вдоль репицы, повод вьючной пропустить в образовавшуюся петлю, конец повода обмотать вокруг репицы с хвостом и в последний виток заложить развязывающуюся петлю (рис.33).Длина привязи должна быть такой, чтобы вьючная лошадь могла иметь возможность двигаться свободно, но не переступала бы через повод. На отдельных участках трассы вьючную лошадь можно отвязывать и проводить в поводу. Нельзя вьючную лошадь привязывать ни за шею подседельной, она будет мешать движению, ни тем более за луку седла - это очень опасно (рис.34). Испугавшись чего - нибудь, вьючная лошадь может резко осадить назад, опрокинуть подседельную и уж наверняка сдвинет седло набок. Рис.33. Правильное положение, когда при движении на маршруте вьючную лошадь привязывают за хвост подседельной. Рис. 34. Неправильная фиксация чумбура вьючной лошади к луке седла всадника. |
|
|