Про лошадей - Верховая езда и конный спорт




 



Статьи о лошадях / Теория верховой езды, Конный туризм, Natural HorsemanShip, Конкур-выездка-троеборье (езды),
Породы лошадей от А до Я, Интересное о лошади, Уход за лошадьми, Анатомия-болезни-лечение, Лекарства для лошадей

Транспортировка груза вьюками на лошади





 

Не на всех маршрутах можно организовать перевозку туристского груза механическим транспортом или на лошадях в упряжке

Туристский груз, а его набирается порядочно, - большая проблема конного туризма. С одной стороны, транспортировка груза механическим транспортом очень облегчает езду верхом на маршруте - лошадь и всадник не обременены грузом. С другой стороны, напрашивается вопрос: а зачем ехать верхом на лошади туда, куда можно проехать на автомобиле?

Лошадь, везущая груз на повозке, - это уже ближе, но и она ограничивает возможности выбора маршрута, повозка не пройдет там, где ступит ногой верховой конь. Если хочешь посетить уникальные места, куда может пройти только человек и лошадь, то приходится примириться с необходимостью везти с собой и свой груз.

Этот груз слагается из предметов общего пользования - продукты, палатки, зернофураж и др., и предметов личного пользования - одежда запасная, 2- дневный неприкосновенный запас пищи, предметы личной гигиены и т. д.

Для перевозки груза может быть два способа - распределение груза на всех лошадей похода либо перевозка груза, состоящего из предметов общего пользования, на специально выделенных вьючных лошадях, а груза из предметов личного пользования - на лошадях туристов. Остановимся на втором способе.

Как вы помните, в комплект седла кавалерийского образца входят сумы переметные и ремни вьючные. Это приспособления для перевозки груза на верховой лошади.

Сумы переметные представляют собой две кожаные или из кожзаменителя емкости, правую и левую, соеди ненные двумя перемычками. Чтобы прикрепить их к седлу, нужно отодвинуть назад кожаное сиденье седла, приподнять его заднюю часть, наложить на седло сумы так, чтобы передняя перемычка легла на живец перед задней лукой, а задняя - сзади нее на полки седла, накрыть сиденьем и зафиксировать ремнем каждую суму на потниковую крышу.

К сожалению, стандартные переметные сумы недостаточно вместительны. На некоторых турбазах изготав ливают более вместительные сумы, на других для этих целей используют спаренные рюкзаки. Последний вариант пригоден только в том случае, если рюкзаки спарены двумя, а не одной перемычкой и имеют фиксацию на потниковую крышу, т. е. полностью соответствуют принципу фиксации стандартных сум.

На передней луке седла должно быть три вьючных ремня: два боковых и один срединный, на задней - тоже три. Вещи нужно сложить в сумы переметные по правилам укладывания рюкзака - к спине должны быть уложены только мягкие вещи, а все твердые предметы - наружу. При этом вес обоих сум должен быть примерно одинаковым. В передний вьюк следует положить свернутый валиком спальный мешок с вкладышем и мягкие личные вещи, не требующиеся в переходе, упаковав все это в футляр из водонепроницаемой ткани. В задний вьюк можно положить свернутую палатку с крепежными при способлениями. Оба вьюка фиксируются плотно тремя вьючными ремнями к лукам седла.

Основная масса груза должна перевозиться на вьючных лошадях. Снаряжение вьючной лошади состоит из вьючного седла и узды - недоуздка с поводом.

Вьючное седло сконструировано на базе седла верхового кавалерийского образца. К главным частям седла присоединены различные приспособления, способствующие более плотному соединению седла с телом лошади, - нагрудная шлейка, задняя шлейка, более широкие подпруги, увеличен размер потника и потниковой крыши, добавлены приспособления для прикрепления вьюков.

На вьючных седлах можно перевозить самые разнообразные грузы, они должны быть сформированы в три вьюка - верхний, правый и левый

Правила навьючивания таковы:
  1. вес правого и левого вьюков должен быть одинаков
  2. к телу лошади не должны быть уложены твердые предметы с выступающими углами
  3. боковые вьюки должны быть подняты достаточно высоко, чтобы они не сдавливали бока лошади
  4. боковые вьюки должны быть зафиксированы на потниковую крышу так, чтобы исключить продольные смещения, что изматывает лошадь на подъемах и спусках
  5. верхний вьюк не должен иметь вес более 30 % перевозимого груза
  6. верхний вьюк должен быть компактным, чтобы лошади было легче поддерживать равновесие
  7. верхний вьюк должен быть прочно зафиксирован на переднюю и заднюю луки от продольного и бокового смещения
  8. весь вьюк должен быть опоясан дополнительной подпругой





В связи с тем что вес перевозимого груза ежедневно меняется (расходуются продукты и зернофураж), работа по укладке и компоновке вьюков должна проводиться дежурными под руководством инструктора.

В качестве боковых емкостей для вьючных седел могут быть использованы рюкзаки большого размера, по два с каждой стороны. В рюкзаки очень удобно распределять груз и компоновать вьюки по мере расхода груза. Главное - рюкзаки должны быть хорошо зафиксированы на седло и потниковую крышу. Для верхнего вьюка необходима прочная водонепроницаемая ткань (брезент).

В походе нагрузка на вьючную лошадь не должна быть выше, чем на верховую. Верховой лошади легче сохра нять равновесие в движении за счет перемещения центра тяжести всадника, помогающего ей в этом. Кроме того, туристы на маршруте время от времени спешиваются в движении и на привалах, в то время как груз вьючной лошади находится на ее спине в течение всего походного дня - с утра и до вечера.

Считается, что лошадь способна переносить на спине груз, равный примерно одной трети ее веса на сравнительно равнинной местности. В горных условиях нагрузка должна быть ниже и зависеть от крутизны подъемов и спусков и высоты над уровнем моря. Практически при выходе на маршрут общий вес вьюков не должен быть более 120 кг, из которых два боковых по 40-45 кг и верхний - 30-35 кг.

Движение на маршруте

Вьючные лошади на маршруте следуют вместе с верховыми. Эти лошади настолько привыкают к трассе, что могли бы и сами свободно передвигаться вместе с группой, если бы не одно "но": будучи на свободе, они могут в любую минуту лечь на землю и "покататься", т. е. помять вьюки и нарушить седловку (вьюк съедет набок). И то и другое допустить нельзя. Поэтому их на трассе водят по очереди туристы. Есть два способа вождения вьючной лошади: турист держит повод вьючной лошади в руке; турист привязывает вьючную лошадь за хвост своей подседельной лошади. Второй способ предпочтительнее, так как в этом случае лошадь следует строго за верховой лошадью и практически не причиняет хлопот. Для того чтобы привязать вьючную лошадь за хвост подседельной, нужно подвить хвост подседельной, сложить вдоль репицы, повод вьючной пропустить в образовавшуюся петлю, конец повода обмотать вокруг репицы с хвостом и в последний виток заложить развязывающуюся петлю (рис.33).

Длина привязи должна быть такой, чтобы вьючная лошадь могла иметь возможность двигаться свободно, но не переступала бы через повод. На отдельных участках трассы вьючную лошадь можно отвязывать и проводить в поводу. Нельзя вьючную лошадь привязывать ни за шею подседельной, она будет мешать движению, ни тем более за луку седла - это очень опасно (рис.34). Испугавшись чего - нибудь, вьючная лошадь может резко осадить назад, опрокинуть подседельную и уж наверняка сдвинет седло набок.

Вьючная лошадь
Рис.33. Правильное положение, когда при движении на маршруте вьючную лошадь привязывают за хвост подседельной.

Транспортировка вьюков
Рис. 34. Неправильная фиксация чумбура вьючной лошади к луке седла всадника.





Покупка, продажа лошадей

Все породы лошадей

Фото лошадей

Статьи про лошадей

Форум лошадей, конный форум

Прокат лошадей

Бесплатные объявления





О проекте
Пользовательское соглашение