 |
 |


Как
правильно запрячь лошадь
|
|
Прежде чем
приступить к запряжке лошади, убедитесь в исправности повозки, проверьте,
достаточно ли смазаны колеса, исправна ли и комплектна сбруя.
Затем повозку нужно выкатить на удобное для запряжки место. Оно должно
быть достаточно ровным и просторным. Желательно, чтобы собранные вещи
были уложены в повозку заблаговременно. Перенесите сбрую к повозке
и разложите ее.
Запряжку начинайте с осмотра лошади. Надев на лошадь узду, осмотрите
особенно внимательно грудь, плечи и холку лошади, проведите по этим
местам ладонью руки. Убедившись в отсутствии болезненной реакции лошади,
вычистите ее, осмотрите копыта и очистите их. Проверьте состояние
ковки.
|
Когда лошадь подготовлена к запряжке, ее необходимо подвести к повозке,
взять седелку, положить на спину лошади возможно ближе вперед, перейти
на правую сторону и подтянуть подпругу.
Затем взять хомут за хомутину клещами к себе (хомут перевернут против
нормального положения), приподнять, убедиться в правильном положении шлеи,
выправить шлею, если это необходимо;
- пропустить повод в хомут, взять хомут обеими руками за клещи там, где
крепятся гужи, и надвинуть снизу вверх на голову и шею лошади;
- в передней трети шеи повернуть хомут клещами вниз (в нормальное положение)
в сторону гривы;
- переместить хомут на основание шеи и вынуть из - под него гриву;
- стоя с левой стороны лошади, приподнять шлею, переместить вдоль тела
лошади и спустить середину ободового ремня за седалищные бугры;
- положив левую руку на маклок лошади и слегка упираясь в него, правой
рукой охватить хвост у основания, опустить руку к концу репицы, движением
к себе и назад перевести репицу хвоста за ремень шлеи и расправить волос
хвоста.
Затем нужно перейти к голове лошади, взять повод в правую руку, а
дугу в левую и завести лошадь в оглобли; повернуться лицом к повозке,
прислонить дугу к своей правой ноге, поднять левую оглоблю и надеть на
нее петлю чересседельника с подбрюшником;
- взять левый гуж, расправить и поместить снизу оглобли;
- удерживая гуж и оглоблю левой рукой, правой взять дугу кольцом к себе
(вперед) и вставить левый конец дуги в петлю гужа;
- переместить дугу вверх и на правую сторону лошади так, чтобы конец дуги
был перед гужом;
- наклонить дугу больше вправо и перейти на правую сторону лошади;
- подняв правую оглоблю, приложить ее к дуге; стоя лицом к лошади, левую
руку поместить в хомут изнутри в месте прикрепления гужей;
- придерживая оглоблю левым боком, натянуть хомут левой рукой, а гуж правой
сзади дуги сверху оглобли;
- обогнув оглоблю гужом, надеть петлю гужа на правый конец дуги снизу
вверх;
- выравнять концы оглобель, придать дуге вертикальное положение и встать
перед лошадью лицом к ней;
- вынуть супонь из петли гужа;
- расправить и дважды обернуть вокруг клещей;
- натянуть супонь, упираясь ногой в нижний конец клещей хомута;
- сделать следующий виток супони; повторить затяжку супони до отказа;
конец супони завести спереди между клещами и витками супони (это легче
сделать, если с передней поверхности клещей в месте их схождения сняты
фаски) сверху вниз;
- возвратить конец супони снизу вверх;
- в образовавшуюся петлю ниже витков супони завести конец и завязать узел
с петлей, позволяющей мгновенно распустить супонь в экстренных случаях.
Далее нужно перейти на левую сторону лошади, провести подбрюшник в
шлевку на подпруге седелки;
- взять вожжи, расправить их, провести левый конец вожжей через кольцо
в петлю гужа; правый конец вожжей опустить справа перед гужом;
- встать перед лошадью, перекинуть повод через голову лошади наперекрест
под шеей;
- конец повода завести в кольцо сзади влево и направо;
- завести правый конец вожжей в кольцо на петле правого гужа и пристегнуть
к кольцу удил;
- перейти на правую сторону лошади, подтянуть чересседельник, подбрюшник,
завязать концы их узлом.
Петлевые, быстро распускающиеся узлы на чересседельнике, подбрюшнике и
супони, необходимы для быстрой распряжки лошади в особых ситуациях.
Более прочное соединение дуги с оглоблями и гужами будет, если применить
другой, более сложный прием фиксации, когда левый гуж заводится за оглоблю
не прямой петлей, а с перекрещиванием на наружной стороне оглобли, а конец
дуги заводится в петлю гужа и не перед гужом, а в середину ремней левого
гужа.
Рекомендуемая последовательность приемов запряжки лошади пригодна, когда
спокойную лошадь запрягает один турист. Такая же последовательность и
при запряжке лошади двумя туристами: один из них постоянно держит лошадь
под уздцы и выполняет операции запряжки вблизи головы лошади, не выпуская
повода из рук, а второй производит всю остальную работу.
Распрягать лошадь нужно в последовательности, обратной запряжке:
- отвязать повод, протянуть его конец через кольцо дуги, снять с шеи лошади
- развязать узел чересседельника и подбрюшника с оглобли
- отстегнуть и протянуть через кольца на петлях гужей концы вожжей
- собрать вожжи и положить на повозку
- развязать супонь, сложить вдвое и поместить в петлю гужа
- освободить дугу
Для этого левую руку поместить в хомут против правого гужа, нажать боком
на оглоблю, ослабить натяжение гужа, правой рукой снять его петлю с дуги,
опустить оглоблю. Далее перейти на левую сторону лошади, наклонив на себя
дугу, освободить ее, снять с оглобли чересседельник с подбрюшником, опустить
оглоблю и прислонить дугу к повозке; вывести лошадь из оглобель; снять шлею.
Для этого, стоя около левого бока лошади, левой рукой взяться за поперечный
ремень шлеи, сдвинуть шлею на левую сторону и положить левую руку на маклок;
правой рукой взять шлею за ободовый ремень и движением сверху вниз освободить
хвост от шлеи. Хомут, повернутый в передней трети шеи лошади в сторону гривы
хомутиной вверх, взять одной рукой за хомутину, другой рукой снизу вверх
и осторожно снять через голову лошади; положить хомут на повозку; снять
и положить седелку на повозку. Распряженную лошадь нужно растереть жгутом
из соломы и поставить в станок.
После этого необходимо собрать сбрую. Вожжи собирают следующим образом:
выравнивают концы вожжей и берут их на расстоянии 30-40 см от пряжек левой
рукой ладонью вверх; правой рукой делают скользящее движение по вожжам
ладонью вниз, передают вожжи на ладонь левой руки (первый виток); повторяют
движение правой руки и так далее; когда останется недлинный конец вожжей,
нужно обернуть ими моток вожжей и провести конец в образовавшуюся верхнюю
петлю; слегка затянуть узел. Собранные таким образом вожжи никогда не
перепутаются; их очень легко разбирать при запряжке.
Во избежание перепутывания одноименных элементов сбруи из разных комплектов
сбрую нужно связать в пакет. Для этого берут хомут, приподнимают его,
расправляют шлею и накладывают ободовый ремень на головку хомута; сюда
же кладут седелку, вожжи, узду и дугу; все это крепко связывают чересседельником
с подбрюшником.
При осваивании приемов запряжки лошади потренируйтесь в этом несколько
раз, чтобы твердо усвоить последовательность выполнения приемов и выполнять
их не задумываясь. Большое значение в освоении приемов запряжки имеет
правильная подогнанность гужей.
Гужи с дугой служат амортизатором, смягчающим толчки повозки на плечи
лошади. Они должны быть обязательно равной длины в запряженном состоянии.
При этом условии давление на плечи лошади распределяется равномерно (на
правое и левое плечо). Степень натяжения гужей должна быть максимально
посильной при стягивании супони. В противном случае лошадь может распрячься
в дороге и скорее всего на спусках или подъемах, что может иметь неприятные
последствия.
Будет лучше, если регулировку длины гужей сделает инструктор. Если длина
гужей тщательно подогнана инструктором в соответствии с размерами и упругостью
дуги и толщиной оглобель, концы гужей подвиты по одному из ремней гужа,
то запряжка лошади не представляет затруднений. К тому же сыромятные гужи
обминаются строго в соответствии с особенностями дуги и оглобель.
Единый номер на дуге, хомуте и экипаже (санях) помогает ликвидировать
обезличку упряжи. Невыполнение этих условий ведет к тому, что туристы,
перепутав, например, дуги и пытаясь отрегулировать гужи, делают это долго
и некачественно. Из - за этого процесс запряжки затягивается, а лошади
распрягаются при движении на маршруте.
Некоторые затруднения у туристов вызывает перемещение задней части ободового
ремня шлеи. Они стреятся делать эту операцию, когда лошадь находится в
оглоблях. Этого делать не следует. Если лошадь захочет ударить запрягающего,
то оглобля его не спасет.
Откладывание этой несложной и неопасной операции влечет отрицательный
психологический эффект: турист сосредоточивает на этом моменте излишнее
внимание и невольно делает прием с робостью, что недопустимо в обращении
с лошадью. Смелые, спокойные действия в определенной последовательности
с использованием стандартных приемов, к которым лошадь привыкла, делают
работу по запряжке лошади безопасной.
|
 |

|
 |
 |