Праздник Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю)Согласно житиям святых, Флор и Лавр - родные братья родом из Византии, жившие во II веке, занимавшиеся каменотесным ремеслом. Обучаясь мастерству каменотесов у Прокла и Максима, переняли у них христианские убеждения и приняли крещение. Переселившись из Византии в Иллирию (ныне Хорватия в Югославии), они подрядились к правителю Ликаону строить языческий храм. По окончании строительства вместо изваяний языческих богов, которых Ликаон собирался поставить в храме, братья Флор и Лавр, оддержанные сторонниками, поставили в храме большой мраморный крест (христианский символ смерти или победы духа над материей). После чего, по приказу Ликаона братья были арестованы и подверглись жестоким истязаниям. За братьев заступился влиятельный местный жрец Мамертин, благодарный им за сохранение зрения его сыну, которому в глаз попал осколок гранита. Жреца и его сообщников приговорили к сожжению на площади, а братья Флор и Лавр живыми были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Место казни братьев долго почиталось иллирийскими христианами. Впоследствии их мощи были обретены и перенесены в Константинополь. Народные предания перекладывали христианскую историю о святых на свой лад, используя в основе факты из жизнеописания святых Флора и Лавра. Через много лет из этого колодца пастухи напоили своих лошадей, и те исцелились. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. По одному из преданий, Флор и Лавр ходили по деревням рыть колодцы, этим зарабатывая на хлеб. Однажды во время работы земля вырытого колодца обвалилась и засыпала обоих братьев. Лужица, которая стала вытекать из обвала, обнаружила в себе чудодейственную силу: хилая лошадь одного крестьянина "начала добреть", выпив из нее воды. Другие крестьяне последовали примеру первого и пригнали к обвалившемуся колодцу своих лошадей - результат был тот же. Тогда мужики разрыли колодезь на этом месте и обнаружили на его дне Флора и Лавра, целых и невредимых, державших в руках железные лопаты.
Другая легенда говорит о том, что каменщики Флор и Лавр находились в числе строителей стен Киево-Печеской Лавры. Во время работ осколок камня отлетел и попал в глаз единственному сыну и наследнику князя, руководившему работами. Князь приказал закопать братьев по пояс в землю и держать там до тех пор, пока не произойдет исцеление глаза. В том случае, если глаз не удастся спасти, князь велел закопать Флора и Лавра живыми в землю. Сегодня, с развитием коневодства, возрождается и забытый в советское время праздник Флора и Лавра - крестьянский "лошадиный праздник". Лошадиные праздники Россия. Серпень (Август) Лошадиный праздник (2-ой день 3-его Спаса) 31 августа - День Фрола и Лавра, покровителей лошадей. Начало осенним утренникам, случаются и заморозки. Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра. Раньше в этот день на лошадях запрещалось работать, их кормили досыта отборным овсом. Подводили к церкви и кропили святой водой. Затем угощали горбушками с солью, купали, украшали лентами хвосты и гривы, устраивали конские выставки и скачки. Лошадей не седлали, сбруями не снаряжали, кнутами и свистами не обижали, но зато увещевали добрыми и ласковыми словами. Потом священник выносил вновь крест, благословлял и опять кропил святой водой, причем каждый, приводящий коня, старался, чтобы хоть одна капля святой воды да попала на его лошадку. В этот день лошадей не использовали для работы, какой бы важной она не была, давали им отдых, даже на скачках седлать лошадей было не принято. До дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадях. Любая работа, производимая лошадьми в конский праздник, по представлениям крестьян могла повлечь за собой их падеж. Рано утром лошадей кормили "в полную сыть" свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Их приводили к ближайшим рекам, озерам, другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение, а в д. Пономареве Ярославской губернии праздничное купание происходило в вырытом большом пруду, носившим название "конный бочаг" или "конник". Обычно купали лошадей мужчины, реже - женщины. Люди одевали нарядную одежду, украшали лошадей и на поводке вели в пруд, идя рядом по берегу. Потом лошади украшались: им расчесывали гривы и хвосты, "завивали" (вплетали) в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым покровителям коней Флору и Лавру, совершалась "конная мольба", заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. По народным верованиям, это должно было "охранять коней от всякого лиха". "Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра". "Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр". В этот день для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный "именинный" пирог, устраивалось мирское пиво. Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка. В Вашкинском р-не Северного Белозерья обрядовое печенье, изготовляемое в Фролов день было особым, оно называлось "фролы" ("хролы") и имело форму круглых шариков. Выпекались "фролы" из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. В муку или толокно, замешанные на масле, добавляли сметану, яйцо и сахар. Из теста раскатывали жгуты, которые разрезали на части и скатывали небольшие шарики ("катыши"), пекли "фролы" в печи на противнях или сковородах. "Флоры" или "фролы" изготовлялись в большом количестве, их не только ели сами с чаем и молоком, но и угощали всех, кто заходил в дом. В России и на Балканах примерно с XII века Флор и Лавр почитаются не только как целители и покровители каменотесов, но и как покровители лошадей, домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. В Великопорожском храме была своя традиция празднования дня Флора и Лавра: к храму приводили коней, в гривы которых были вплетены разноцветные ленты, коней купали во Мсте, окропляли их святой водой. На берегу Мсты варили деревенское пиво. В селе проводилась ярмарка в эти дни. Локальные традиции сохранили в день Флора и Лавра обычай - устраивать скачки вперегонки на неоседланных лошадях (отсюда название - "скакалки"), что говорит о давнем происхождении лошадиного праздника. Скачки происходили на ровном поле, за деревней, а если возможность позволяла, то около часовен. В некоторых местах и скачки и "конные мольбы" переносились на какой-либо другой день, но связывались большей частью со святыми Флором и Лавром. Так, в Вельском у. Вологодской губ. "фролят", т.е. скачут вперегонки на лошадях, только взрослые в первое воскресенье после Петрова дня, которое получило название "конная мольба", так как к этому дню, кроме скачек приурочено молебен о лошадях, и каждый хозяин старался привести на площадь хотя бы одну лошадь. После скачек во Фролов день устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки; этим пользовались женщины, гуляя "на фролах", "неофициальном бабьем празднике", за себя и за мужчин. Вся обрядность "лошадиного праздника", совершаемая в день Флора и Лавра, была направлена на обеспечение здоровья, приплода и благополучной жизни лошадей. Приметы конского праздника.31 августа Фрол и Лавр - кончай посев ржи. После этого дня посев ржи считается запоздалым. Коли до Фрола не отсеешься, фролки (цветочки) родятся.Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты - следующий год будет урожайным. Фрол и Лавр - конский праздник, поэтому лошадей кормят в полную сыть и ни в коем случае на них не работают, даже на скачках седлать лошадей не принято. В этот день пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священнику. На Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой. С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники. С Фролова дня засиживают (бабы работают при огне в избах) ретивые, а с Семена (14 сентября) - ленивые. В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра. В этот день на лошадях не работают, а то падеж будет. Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы. В эти дни начинают огурцы солить. |
|
|