Отключение альтернативных клиентов ICQ, затронувшее абсолютное большинство пользователей этого сервиса на территории России и стран СНГ - не неожиданность. В условиях кризиса для выживания любые средства хороши.
Поэтому действия компании AOL, владельца сервиса ICQ, вполне предсказуемы. Пользователи альтернативных клиентов не просматривают рекламу, транслируемую через официальный клиент? Значит, надо заставить их это делать. А не будут брать - отключим газ. Администрация частного сервиса может менять его условия, как угодно - пользователи аськи за сервис не платят и подчиняются условиям лицензионного соглашения. Условия изменились - либо следуйте новым, либо ищите альтернативные сервисы.
Альтернативных сервисов много. В первую очередь, это технология Jabber на основе открытого протокола передачи сообщений и статуса присутствия XMPP. На этом протоколе основаны известные и широко используемые службы передачи сообщений, такие как Adium, Google Talk, Я.online (клиент для пользователей Яндекс), Gajim. Самый популярный в России асечный клиент QIP также поддерживает jabber-протокол.
В связи с участившимися попытками владельцев аськи отрубить от сервиса халявщиков, Jabber-сервисы приобретают большую популярность. Правда, пока среди технически продвинутых пользователей. Если аська стала таким же привычным средством общения в Интернете, как электронная почта, то о Jabber большинство обычных юзеров даже не слышали. Поэтому мигрировать в массовом порядке на новые сервисы, которые в силу открытости технологий гарантированно не будут монополизированы одним провайдером, как это изначально было с ICQ, пока трудно.
И если пользователям QIP, Miranda и другим альтернативщикам необходимость миграции на Jabber объяснять не надо, то у приверженцев официального ICQ-клиента ничего не меняется. Так зачем же переходить на другие сервисы? Вот только значительная часть контакт-листа навсегда окрасилась в красный цвет...
AOL в своем праве. При этом монополиста можно обвинить в изрядной косолапости репрессивных мер. Изначально за бортом оставлены пользователи альтернативных операционных систем, которые при всем желании не могут поставить официальный ICQ Lite или ICQ 6.5. Процент линуксоидов и других гиков, конечно, крайне мал, но он постоянно растет, особенно среди пользователей нетбуков. А производители нетбуков, в свою очередь, часто оснащают железо ОС Linux. При том, что популярность нетбуков растет постоянно, можно представить, какое количество потенциальных пользователей аськи теряет AOL своими ограничениями. Слон в посудной лавке, да и только.
Гораздо менее распространенный сервис Skype (в котором тоже есть возможность чата с контакт-листом) предлагает клиенты для Windows, MacOS и Linux. Странно, что с ресурсами AOL невозможно озаботиться созданием кроссплатформенного клиента, при том, что кроссплатформенность становится хорошим тоном в разработках ПО.
В современном мире ИТ открытость технологий и разработок приносит все больше конкурентных преимуществ. Это понимают даже такие гиганты проприетарного ПО, как Microsoft, в последнее время вкладывающий значительные средства в разработку открытых технологий.
Если репрессии против альтернативщиков будут продолжаться, отток пользователей в Jabber неизбежен. В результате AOL увеличения рекламной отдачи не получит, а популярность потеряет. Компании, которые будут до последнего держаться за закрытые протоколы и предлагать пользователям заведомо более слабый продукт, чем открытые аналоги, обречены. Это только вопрос времени.
Павел Житнюк
_www.rosbalt.ru/2009/01/23/612275.html