Чемпионат мира по футболу 2018 в России
Про лошадей - Верховая езда и конный спорт





О проекте  Реклама  Погода  Новости
 






Статьи о лошадях / Теория верховой езды, Конный туризм, Natural HorsemanShip, Конкур-выездка-троеборье (езды),
Породы лошадей от А до Я, Интересное о лошади, Уход за лошадьми, Анатомия-болезни-лечение, Лекарства для лошадей

Лошадиные профессии





  См. также: Лошадиные профессии 2

Кони-кормильцы

Лошадь - тысячелетний друг человека. А первыми людьми, их приручившими, были наши с вами предки! Конечно, в географию одомашнивания лошадей можно включить и Монголию, и Казахстан, и южную Сибирь.

Но основное место - Украина! Это доказано археологическими находками: при раскопках обнаружилось, что уже в середине IV тысячелетия до н. э. здесь существовали не только одомашненные кони - были и коневоды, всерьез занимавшиеся разведением этих животных, а, может, и селекцией.

Во всяком случае, найдены останки коня с высотой в холке 144 сантиметра, в то время как обычные лошади того времени не превышали 130 сантиметров.

Правда, первоначально человек одомашнил лошадь вовсе не для того, чтобы скакать на ней или перевозить груз. Задолго до того, как конь стал служить человеку, он его кормил. В некоторых местах его мясу отдавалось предпочтение. Например, племена, жившие на территории нынешней Франции, больше другого мяса любили конину: при раскопках "кухонных куч" в области Солютрэ было найдено более 10 тысяч лошадиных скелетов. Возможно, наши далекие предки почувствовали, что конина хорошо усваивается - и это действительно так: конский жир плавится при температуре 30-35*С, в то время, как бараний или говяжий - при 35-50 *С.
Да и сейчас во многих странах до сих пор употребляют конское мясо. Впрочем, не везде, в основном в Азии и Африке. В Европе христианская церковь добилась того, чтобы отменить это блюдо. Причины запрещения те же, что и причины гонения на кошек: раз конина популярна на Востоке, значит христиане не должны ее есть.

О запрете на конину писал и Владимир Монамах в своем "Поучении детям". Правда, монахи не спешили исключать конину из своего меню. Еще в 1000 году застольная молитва одного из швейцарских монастырей гласила: "Да будет вкусно вам мясо дикого коня под знаменем креста". А у цивильного населения конина пользовалась успехом вплоть до XVII века.

Заметили люди и целебные свойства сквашенного кобыльего молока - кумыса. Долгое время кумыс был национальным напитком многих азиатских народов. С V века до н. э. его использовали и кочевники Северного Причерноморья. А европейцы узнали о нем только с середины XIII века. Дело в том, что азиатские народы держали способ изготовления кумыса в тайне, а скифы настолько дорожили им, что ослепляли невольников, узнавших, как делается этот напиток. Конечно, никто не знал тогда, что в кумысе много белков и жиров, витамина С и антибиотиков. Но им лечили все, что можно. А лечит он действительно многое: туберкулез и цингу, желудочные болезни и малокровие, неврастению и сердечно-сосудистые заболевания, и даже брюшной тиф.

Кони боевые

На Восток лошадь попала гораздо позже и уже одомашненная. Не случайно слово "лошадь" на языке шумеров - жителей Месопотамии - означало "осел из чужой страны". Первые лошади высоко ценились, и каждая из них стоила столько же, сколько десять гектаров поля или шесть хороших рабов.
В Египте кони принадлежали только очень знатным людям. При дворах ими ведали принцы, а кучера считались весьма уважаемыми людьми.

Но потом лошадей впрягли в повозку, и началась золотая эра колесниц, а вместе с ней революция в военном деле. Доказательством этого служат фразы, которыми обменивались правители разных стран: "Я благополучен. Да будет благоденствие тебе, твоим женам, твоим друзьям, твоей стране, твоим вельможам, твоим коням, твоим колесницам".
Кони, впряженные в колесницы, стали главной ударной силой в армии и решали судьбы целых государств. Врываясь в расположение противника, они буквально скашивали людей, как траву (египтяне делали колесницы с далеко выступающими осями - своеобразными длинными ножами). В Малой Азии колесницы были еще более мощными - на них находилось по три человека. Везли эти колесницы лошади, и именно они играли главную роль.
После одного из решающих боев египетский фараон Рамзес II признался, что его спасли лошади. Клички коней были вполне символическими - "Победа у Фив" и "Бодрость духа".

Несколько позже в Ассирии догадались вылезти их повозок и сесть на коней верхом. Правда, первая кавалерия была далека от совершенства: воин-стрелок не мог на ходу стрелять из лука, и второй всадник вынужден был держать лошадь под уздцы, чтобы первый мог выстрелить. Да и сидели ассирийцы на конях не совсем уверенно (как сидят обычно на ослах - ближе к крупу). И все-таки благодаря кавалерии они стали одерживать очень важные победы.
По другой версии, впервые сели верхом не ассирийцы, а скифы, жители Северного Причерноморья. Никто не умел так управлять лошадью, как они, - кочевники буквально сроднились с конем. Они стреляли в противника на полном скаку, даже обернувшись, поражая из такого положения преследователей. Этот знаменитый "скифский выстрел" впоследствии переняли и другие народы, но тогда так стрелять могли только скифы. Благодаря умению пользоваться лошадьми они захватили всю Переднюю Азию, и это была победа верховой лошади над запряженной.

Многочисленная конница стала главной силой и монголо-татар. В войсках Батыя лошадей было много, причем каждый воин вел с собой три, а то и пять запасных лошадей, на которых всадники пересаживались время от времени. Это давало возможность войску за сутки преодолевать иногда по сотне километров и появляться в местах, где люди не подозревали об их появлении. Лошадь стала основным фактором победы орд Батыя. Во время пути она доставала еду даже из-под снега, довольствуясь мерзлой травой, воспроизводила себя, сама служила источником пищи для людей, поставляла материал для изготовления обуви, давала молоко, которое запасали в бурдюки, тоже сделанные из лошадиных шкур. Во время переправ бурдюки надували воздухом и клали на них плоты - их конечно же тянули кони.




Тем временем в Западной Европе рыцарь (что в переводе с немецкого означает "всадник") заковал себя и свою лошадь в латы. Лошадям приходилось несладко: нередко они тащили более 200 кг, а в бока им вонзались шпоры длиной до 20 см. Сначала у рыцаря была одна шпора - на левой ноге; ей он заставлял коня поворачиваться так, чтобы удобней было рубить правой рукой. Но во время крестовых походов пришлось рубить направо и налево, а значит обзавестись второй шпорой. С рыцарских времен кони стали крупнее. Об этом позаботились монахи - вдохновители крестовых походов; они скупали у крестьян наиболее сильных лошадей, получали потомство, выбирали из них наиболее рослых и сильных.

Только после появления огнестрельного оружия кавалерия из основного рода войск перешла во вспомогательный. Но еще долго гусары, уланы, драгуны, кирасиры участвовали в сражениях. Лошади под ними были высокие, сильные и резвые. Их выводили на специальных конезаводах, и каждый полк, рота или эскадрон часто имели свою собственную масть лошади.

Кони почтовые

Нашлось для лошади и другое, более мирное применение. И кто знает, что важнее: громкая слава, которую получили лошади на поле брани, или тихая слава тружеников? Персидский царь Кир создал первую в истории человечества конную службу посыльных. После того как он установил, какой путь может проделать лошадь до того, как ее потребуется кормить, на соответствующих расстояниях он устроил специальные станции. На них находились лошади, конюхи и смотритель. В обязанности последнего входил прием и отправка писем, приют людей, замена лошадей. Все было настолько продумано, что в последующие века мало что изменилось принципиально, совершенствовались лишь частности.

В Римской империи всюду были проложены отличные дороги с каменными столбами, на которых указывалось количество километров от отправной точки - огромной колонны, стоявшей в Риме. Таким образом, из какой бы точки империи не выехал человек, он обязательно попадал в Рим (до сих пор сохранилась родившаяся тогда поговорка - "все дороги ведут в Рим").
По дорогам помчались государственные курьеры, а потом покатились колесницы - легкие скорые двуколки и более объемные четырехколки, в которых перевозились тяжелые посылки.

Много веков скакали лошади по дорогам Европы, развозя письма, приказы и сообщения, помогая людям общаться друг с другом, помогая объединяться. Правда, со временем одних писем стало недостаточно. Между Востоком и Западом велась большая коммерческая игра, и ее участникам - купцам и политикам - новости нужно было знать обязательно. Поэтому в Венеции, а затем по всей Европе стали появляться "летучие листки" - прообраз современной газеты, а с XVII века уже настоящие газеты с характерными названиями "Почтовый вестник" или "Почтамтская газета".

Кони пассажирские

Начав с верховых, почтальоны во многих странах пересели в повозки, а рядом с ними сели пассажиры. Это было очень знаменательное событие, благодаря которому впоследствии появилось междугороднее и международное сообщение. В телегах и кибитках, каретах и дилижансах, тарантасах и пролетках, экипажах и кебах, фаэтонах и бричках потянулись люди друг к другу, сближая между собой города и страны.
Гнали лошадей кучера (поэтому у нас такие переезды назывались гоньбой). Управлять лошадьми, особенно летящей тройкой, было непросто - надо было по несколько часов в день сидеть с вытянутыми руками, причем на каждую руку порой приходилась нагрузка килограммов по 25.

А если кони понесут - беда! Не случайно у некоторых карет и экипажей имелись специальные приспособления, дающие возможность быстро отцепить карету от понесших лошадей. Если же кони запрягались гуськом - цугом - то надо было следить, чтобы все лошади шли ровно и задние не наскакивали на передних. Иногда цуг состоял из пяти и даже десяти лошадей. Поэтому ямщики ценились во многих странах, иногда их освобождали от налогов и воинской повинности.

Даже когда появились первые железные дороги, лошади не потеряли своего значения. Ведь в первоначальном смысле железная дорога - это еще не паровоз с вагонами, это - рельсы с вагонами и еще┘ лошади. Да, первые железные дороги в Англии, Германии и Франции были конными и назывались конками. И даже когда паровозы вытеснили лошадей с междугородных железных дорог, в городах конная железная дорога просуществовала очень долго. Система была налаженной - например, при подъеме в горку, когда лошадям не хватало сил втащить вагон, предусмотрен был человек с запасной лошадью - он ее пристегивал, чтобы одолеть подъем, а затем отстегивал и дежурил внизу, до следующей конки.

Кони спортсмены, артисты и спасатели

Делают кони и спортивную карьеру. Вся их жизнь проходит на ипподроме. В переводе с греческого, ипподром - место для бега лошадей. Как гласят исторические хроники, первый ипподром был сооружен в 680 г. до н.э. в древней Олимпии. Здесь проводились состязания конных колесниц.
Сейчас среди различных экзаменов, которые сдают современные лошади, наиболее трудный - троеборье. В течение трех дней всадники показывают все, на что способен их конь. В первый день - выездка (на манеже). Это высшая школа верховой езды, включающая различные аллюры. Второй день - скачки, стипл-чейз (преодоление искусственных препятствий) и кросс (скачки по пересеченной местности). На третий день - преодоление препятствий в открытом манеже. Установлена рекордная резвость рысака на 1600 м - 1 мин 54 сек, рекордная резвость под седлом на 1000 метров - 53,6 сек; суточный пробег - 309 км.

Могут выступать лошади и в роли футболистов. Конный футбол - это когда лошадь "играет" огромным мячом задними ногами, причем со всадником на спине. Такое зрелище можно увидеть в Венгрии лишь раз в году на празднике коневодов.
И конечно лошади - прекрасные артисты. В цирке их обучают ходить под музыку, вставать на задние ноги при одном лишь движении руки человека. Существует даже конный балет. Элегантные всадницы, одетые в классические костюмы для выездки, управляют послушными конями, демонстрируя всевозможные "па", в том числе котильон - фигурную езду сменой. Плавные движения хоровода лошадей образуют причудливые узоры, поражая удивительной синхронностью.

Но это все для эстетического удовольствия. А сколько лошадей буквально спасают нас! Во многом благодаря им мы избавлены от дифтерии, столбняка, гангрены и многих других смертельных болезней. Именно лошадь признана наиболее пригодной для производства вакцин. Из иммунизированной, насыщенной антителами крови лошадей в специальных институтах делают лечебные сыворотки, запаивают их в ампулы и рассылают в больницы и поликлиники. Десятки миллионов ампул каждый год! Так что на счету каждой лошади не одна тысяча спасенных людей!

Послужили лошади и в других важных делах. Некоторые из них - заслуженные "шахтеры": они работали в шахтах всю жизнь - ходили по кругу подъемной машины. Поднятые наверх, они и тогда не могли отрешиться от своих навыков и паслись, повторяя круговые движения.
А сколько безвестных "пахарей", "сеятелей", "пастухов". Приятно, что есть страны, где лошади окружены особым вниманием. Например, в Нидерландах ежегодно отмечается День лошади. В этот праздник коней угощают, украшают лентами и цветами. Спасибо тебе, лошадь!


См. также: Лошадиные профессии 2










Дешевые авиабилеты!


Покупка, продажа лошадей

Все породы лошадей

Фото лошадей

Статьи про лошадей

Форум лошадей, конный форум

Прокат лошадей

Бесплатные объявления






О проекте
Реклама на сайте
Партнеры
Карта сайта
Пользовательское соглашение



      Rambler's Top100   Яндекс.Метрика

Лошади и кони, породы лошадей, фото лошадей. Web дизайн и создание сайта http://rosdesign.com