Про лошадей - Верховая езда и конный спорт




 



Статьи о лошадях / Теория верховой езды, Конный туризм, Natural HorsemanShip, Конкур-выездка-троеборье (езды),
Породы лошадей от А до Я, Интересное о лошади, Уход за лошадьми, Анатомия-болезни-лечение, Лекарства для лошадей

Конская сбруя и доспех





  Изображения и находки свидетельствуют, что старейший способ взнуздывания лошади осуществлялся с помощью трензеля (нем. Trense).

Раннесредневековая узда (нем. Zaumung) похожа по форме на узду, распространенную в Више (округ Магдебург), только составные удила (нем. Gebis) намного острее и нередко скручены спиралью.

Так взнуздывались степные лошади, которые в V-VI веках завезли в Европу с далекого Востока воины-варвары. Оголовье (нем. Kopfgestell) с поводьями (нем. Zugelriemen) были совершенно простые, из сыромятной кожи.




Конский доспех Благородное воинство Германии, Англии и Франции пользовалось только буйными жеребцами и сесть на лошадь женского пола считалось позором. В XIII столетии для повышения надежности стали делать двойную узду, в которой одни поводья связывались с трензелем, а другие с мундштуком. Тогда повод трензеля (нем. Trensenzugel) был легким, из кожи, но повод мундштука (нем. Stangenzugel) почти всегда из крепкой цепи.

Буйный нрав жеребцов побудил к применению намордника (нем. Maulkorben). Это добавление к уздечке впервые встречается в XV столетии, но, несомненно, оно применялось и раньше. Такого рода намордники предоставляли "шпорному" мастеру широкие возможности показать свое искусство. Особенно в XVI столетии встречалось много искуснейшим образом изготовленных намордников из ажурного железа и накладной желтой меди. На намордниках, а также на налобниках часто встречается изображение ящерицы как символа чистоты и проворства. Важное значение имела и седловка лошади. Первые переселенцы V века, вероятно, знали седло (нем. Sattel), но не пользовались им. Они отдавали предпочтение своего рода попонам из грубой ткани и не видели необходимости в более удобном снаряжении.


Снаряжение лошади Оголовье лошади с трензелем. Золотая псалтырь из монастыря Санкт-Галлен, IX в.

Оголовье лошади. Ковер из Байе, кон. XI в.


На миниатюре в Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария), относящейся ко временам Каролингов (751-987), представлена лошадь, взнузданная только трензелем . Но уже около 1050 года для англонорманнской и северогерманской пород этого оказалось мало и потребовалось применение своего рода мундштука (нем. Stange, Kandare, фр. branche), по-видимому, еще не дополненного цепью, который как рычаг действовал на нижнюю челюсть лошади.

В VIII веке повсеместно стали применять небольшие и богато украшенные седла, появилась необходимость и в стременах. Однако седло было еще маленьким и состояло из деревянного основания и очень низких передней и задней лук. На седло укладывалась небольшая подстилка. Закреплялось седло подбрюшным ремнем, иногда также передним и задним ремнем. Так выглядит седло в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена.

Снаряжение лошади Конский намордник, из луженого железа; местами ажурный, местами из проволочной сетки; на обруче сделана надпись: WAS GOT BESCHERT, IST UNERWERT (Неведомо, что Бог пошлет). Венская работа. Вторая пол. XVI в.
Оседланный жеребец. Ковер из Байе, кон. XI в.

Арагонское стремя. Подражание мавританским работам, XIII в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.


Примерно с 1170 года существенно изменяется задняя часть седла, очевидно из-за стремления всадника сидеть более надежно. Передняя лука придвигается ближе к холке, а задняя становится выше и шире, приобретает по бокам приращения - ясли (нем. Krippen). Это старейшая форма ясельного седла (нем. Krippensattel), которое применялось до первого десятилетия XVI века.


Седло состоит из следующих частей: передней луки (нем. vordere Sattelbogen), задней луки (нем. hintere Sattelbogen), седалища (нем. Sitze), крыльев (нем. Seitenblatter), покрышки (нем. Decke), подпруги (нем. Steigriemen), стремян (нем. Steigbugel), грудного ремня (нем. Stegreifen) или подперсья (нем. Brustriemen), наконец, пахвенного ремня (нем. Schwanzriemen).


Посадка всадника Изменения посадки всадника XII≈XIV вв. по средневековым печатям.
a) Печать 1170 г. Филиппа Эльзасского.
b) Печать 1184 г. Пьера де Куртене.
c) Печать 1315 г. Луи, графа де Невер.
d) Печать 1235 г. Бодуэна, графа де Гине.


К 1360 году боковые приращения - ясли приобретают все более ярко выраженную форму, чуть ли не образуя сплошное кольцо, так что трудно представить себе, как всадник втискивался в эти ясли между передней и задней лукой.



Седло Арагонское седло короля Арагона Хайме I (1208≈1276).

Лошадь с "ясельным" седлом и пахвами с подвесными ремнями. По фреске, изображающей поклонение волхвов, в церкви Велемер в Венгрии. 1378 г.
"Ясельное" седло императора Максимилиана I. Вторая пол. XV в.




Седло в средние века было излюбленным предметом богатого художественного оформления. Определенные свидетельства этому можно найти в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена, а также в художественных произведениях XII века, как, например, в ╚Песни о Нибелунгах╩, где упоминается седло, украшенное камнями из Индии. О том, с какими значительными затратами было связано художественное оформление седел в XIII и XIV веках, имеются документы.


СедлоТяжелое кирасирское седло Отто Генриха, пфальцграфа Рейнского. Полированное, с травленными чернью полосами. Германия, 1523 г.

Стремя от тяжелой сбруи. Ок. 1510 г.

Закрытое стремя, от парадного седла времен императора Максимилиана II.


Например, счет Жоффруа ле Бретона, выписанный коннетаблю французского королевства Раулю графу д'О, датируемый 1336≈1339 годами: "Монсеньора роскошное седло для скачек спереди и сзади обито накладным украшением из серебра в виде тростника, и по углам этого украшения обрамление, а на обеих луках - Амур, одетый в золотую парчу, с натуры составленный, руки и голова из слоновой кости, а крылья из золота. В руке свиток из финифти, и сидит он на скамье из бархата. При одном из этих Амуров - пастушок, при другом - пастушка, тот и другая одетые в парчу, головы и руки из слоновой кости, а на лугу видны овцы из слоновой кости, которые пасутся, и при них собака из слоновой кости. Названный луг усыпан прекрасными сверкающими цветами".






Седло Парадное седло, выложено слоновой костью и богато украшено фигурным рельефом; рисунки на мотивы легенды о святом Георгии. Кон. XIV в. Национальный музей в Будапеште.

Правое стремя от "ясельного" седла, из кованого железа. Вид спереди и сбоку. Середина XV в.


Большой популярностью в XV и XVI веках, благодаря отличному качеству кожаных деталей, среди христианского населения пользовались испанские, т. н. галисийские седла (исп. gallegas). Они отличались тогда от мавританских военных седел - барда (исп. barda) Превосходнейшие мастерские по изготовлению таких седел были в Галисии, мавританские же седла изготавливались в Кордове и Гранаде. Барда отличалась притуплённой вершиной приподнятой передней луки и присущей всем арабским седлам высокой, круглой задней лукой.



Седло Мавританское седло, с богато вышитой бархатной покрышкой. Вторая пол. XVI в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.

Арабское седло, передняя и задняя луки украшены изящным лаковым узором; боковые крылья расписаны золотой краской восточным орнаментом; потник из толстого коричневого войлока. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.



Турецкое седло, с луками, окованными золотом и серебром, и покрышкой из красного бархата. Из т. н. "турецкого снаряжения", преподнесенного императорским полевым капитаном Лазарусом Швенди (1522≈1584) эрцгерцогу Фердинанду Тирольскому. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.



СтремяАрабское стремя из серебра. Середина XVI в.

Турецкое стремя из позолоченного железа. XVII в.



Прежде чем вернуться к европейскому конному снаряжению, надо вспомнить еще о некоторых свойственных восточным седлам формах стремян. Как было видно из нескольких представленных примеров, на Востоке применялись стремена различной формы, были и деревянные, более или менее напоминавшие европейские. В Турции они назывались юзеньги (в транскр. с тур uzengi. Арабы, жители пустыни, носили только мягкую обувь из козлиной кожи и издревле пользовались такого рода стременами, в которых ноге было совершенно свободно. У них и позаимствовали эти стремена турки, отчего у европейцев они получили название турецкие стремена (в транскр. с тур. simrikab). Ни арабы, ни турки, как правило, не применяли шпор, помощь стремян выражалась в том, что внутренними углами ступицы давили на бока лошади. Подобного рода стремена встречались в Турции до новейших времен на роскошных седлах. Серебряные стремена имели только весьма высокопоставленные лица. Среди мавров в Африке и у испанцев эти формы стремян никогда не применялись.


По средневековым печатям можно заключить, что в начале XIII столетия лошадь стали защищать от оружия противника с помощью покрывала из прочного материала. Это покрывало называлось защитной попоной (нем. Parschen) и изготавливалось оно из толстой лосиной или коровьей кожи, как и воинский доспех, оснащалось приклепанными к нему кольцами и пластинами; часто, в особенности у знати, несло изображение герба владельца. В эти же времена лошади особо высокой знати покрывались попоной из кожаных полос с нанизанными на них кольцами, позднее даже кольчугой. Это были те же самые материалы, которые применялись для хауберта и кольчужной рубахи.

В середине XIII века возник обычай покрывать попоны, преимущественно кольчужные, накидками из шелка или полотна, разрисованными гербами, подобно тому как воинскую кольчугу носили покрытой наддоспешной накидкой со времен крестовых походов. Около 1267 года на головах лошадей появляется своеобразное навершье, аналогичное украшению на воинском шлеме, только это не фигуры с герба, а страусовые перья, оленьи рога, звери, чудовища.

Конские доспехи разделяют на тяжелые и легкие, в зависимости от их веса, на полные (сплошные) и неполные, т. е. состоящие из отдельных деталей

Соответственно первые закрывали все тело лошади железными латами, вторые состояли из отдельных пластин, лишь частично укрывавших лошадь.

Конский доспех Рыцарь в кольчатой броне, лошадь в тяжелом наголовье и в кольчужной попоне, покрытой сверху кожаной накидкой. Статуэтка из слоновой кости, кон. XIV в. Коллекция преподобного Дж. Игла.

Тяжелое наголовье, от максимилиановского конского доспеха; с решетками, закрывающими отверстия для глаз. Германия, ок. 1515 г.










Конский доспехКонский доспех Фердинанда (Фернандо), герцога Альбы (1507≈1582). Из ╚Альбома образцов для аугсбургских травильщиков╩. Работа доспешника Дезидериуса Кольмана, Аутсбург, 1551 г. Публичная королевская библиотека, Штутгарт.


Тяжелый конский доспех состоял из отдельных частей. Наголовье полностью укрывало со всех сторон голову до шеи. Для ушей в нем имелись трубообразные ушные трубки (нем. Muscheln), для глаз - широкие глазные отверстия (нем. Augenlocher), большею частью закрытые выпуклыми глазными решетками (нем. Augendachern), но иногда и открытые. На лбу приклепывался либо шип, либо гербовый щит. К прочной лобной части прикреплялся сверху широкий ряд пластин, закрывавших шею -латный шарф (нем. Halssulck) или канц (нем. Kanz). Канц либо покрывал только одну холку и с помощью специального ремня привязывался к шее, либо укрывал шею широкой подвижной частью полностью и именовался полный канц (нем. ganzer Kanz). Последним своим рядом он всегда пристегивался к седлу. Вплотную за ним прикреплялось покрытие груди - форбуг, состоящий из одной пластины и точно так же прикрепленный к передней луке седла прочным ремнем. По бокам он часто имел выпуклости или шишки (нем. Streifbuckel), как правило, богато украшенные. Передняя часть нередко украшалась гербом или девизом [165] владельца. Круп лошади укрывался накрупником - гелигером, который пристегивался к задней части седла. Если гелигер был цельным, то хвост лошади большей частью оставался под ним, если же составным, из нескольких частей, то хвост выступал наружу. По вершине гелигера, вдоль позвоночника, часто шел выступ, имевший чисто декоративное значение. Пах и бока оставались, как правило, незакрытыми. Подобная защита лошади носила название тяжелого конского доспеха (нем. geliegertes Ros).

Конский доспех Легкий конский налобник, с чеканными украшениями на чешуйчатом позолоченном фоне. Музей Армерия Реаль в Мадриде.

Парадный конский доспех, с вычеканенными изображениями подвигов Самсона и Геракла; подбитые бархатом подвижные пластины богато украшены травлением с золочением, окаймлены бахромой и кистями. Всадник в доспехах - император Максимилиан I. Иллюстрация из "Альбома образцов для аугсбургских доспешников", ок. 1550 г. Наследственная библиотека графов Тун в замке Течен, Богемия.


Легкий доспех поначалу применялся больше в обыденной жизни и в торжественных случаях, чем на поле боя. В этом случае голова лошади прикрывалась только налобником, который не закрывал всю голову. Канц покрывал только холку, форбуг был уже, а гелигер состоял только из пластин, к которым по сторонам подвешивались широкие фестоны.



Конский доспехПарадный доспех и конское снаряжение эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Богато украшены чеканкой и инкрустацией. Работа мастера Джованни Баттисты Серабальо, Милан, 1560 г. Из альбома XVI в. Художественно-историческое собрание австрийского императорского дома в Вене.

Гильза для хвоста из снаряжения коня эрцгерцога Фердинанда Тирольского.


В начале XVII столетия конский доспех стал понемногу исчезать из армий. Сначала отказались от применения тяжелого гелигера, потом от канца и форбуга и, наконец, в последнюю очередь у кирасиров от налобника. От всего конского снаряжения вообще ничего не осталось, кроме грудного и заднего ремней, хотя у лошадей в тяжелой кавалерии еще оставались сбруи из ремней вместо гелигера, которые охватывали полностью заднюю часть животного. Легкие кони сохранили грудной ремень и, на крупе, сбрую из узких ремней по старому восточному обычаю, пришедшему через Венгрию.





Конский доспехЗащита лошади с помощью кованого железа применялась на Востоке гораздо раньше, чем в Европе, но жители Востока никогда не допускали таких больших ошибок, применяя доспех, не соответствующий силе лошади и снижающий ее подвижность. Налобники арабского происхождения, встречающиеся в коллекциях, относятся к XVI веку, однако их применяли еще на целое столетие раньше. Достойна внимания их изящная форма и выдержанный стиль украшения. Остальные восточные доспехи состоят большей частью из небольших тонких, в большинстве случаев богато украшенных позолотой пластин, соединенных между собой кольчужными полосками. Часто под ними находилась подкладка из ткани, такой как камчатное полотно, или они были оторочены дорогой материей. Восточные конские доспехи применялись в войнах еще в начале XVIII столетия.

Персидский конский налобник, с травлеными и золочеными украшениями и надписями. Музей Польди-Пеццоли, Милан.

Арабское конское наголовье, из шести пластин, соединенных полосами кольчужного плетения. Музей Польди-Пеццоли, Милан.



С развитием феодального общества шпоры (нем. Sporn), кроме своего прямого назначения, являлись еще и знаком рыцарского достоинства, которым обладали только те, кто имел право и обязанность воевать в седле, в противоположность воинам низкого происхождения.

Хотя шпоры уже были известны во времена Каролингов, они не были еще широко распространены. По крайней мере на миниатюрах того времени, как, например, в Золотой псалтыри, их нет. До сих пор считалось, что шпоры имели поначалу заостренные, жалообразные шейки (нем. Halsen) и только в XIV столетии приобрели колесики (нем. Radchen). Вопреки этому мнению в 1639 году в миланской гробнице Бернгарда, короля Италии (797-818) найдена пара шпор из желтой меди с колесиками на шейках. Но это, несомненно, был единичный случай, ибо весь иллюстративный материал свидетельствует о том, что при поздних Каролингах в употребление вошли шпоры с короткими острыми шейками и что только в конце XIII века стали появляться шпоры с колесиками, сначала лишь у знати. Шпоры с жалообразным острием были названы французами ╚сорочьим клювом╩ (фр. becs de geai) и появились под этим названием еще в 1335 году, в то же время на большой рыцарской печати Рудольфа IV Австрийского (1358-1365), около 1358 года этот правитель изображен уже в шпорах с большими колесиками причудливой формы.


ШпораСтремя и шпора французского рыцаря. Рисунок из рукописи второй пол. XI в. Национальная библиотека в Париже.

Шпора. Из гробницы короля Венгрии Белы III (1172≈1196) в Штульвайсенбурге.

Шпора. Из гробницы короля Польши Казимира Великого (1310≈1370) в Краковском соборе.











Шпора Готическая шпора. Из резного железа; местами перфорированная и луженая. Кон. XV в.

Шпора. Из ажурного листового железа с вырубными украшениями; на дужке - надпись: "POMNY NA MYE, MA MYLA WYERNA PANY" (Помни обо мне, моя дорогая, верная жена); на обивке ремешка можно разглядеть готическую монограмму под короной, до сих пор не расшифрованную.









В XVII веке у московитов и поляков встречались шпоры с двумя-тремя колесиками, но неуклюжей и некрасивой формы. Впрочем, всадникам они казались достаточно воинственными, и они с удовольствием ими пользовались.

ШпораЖелезная шпора. С тремя зубчатыми колесиками, расположенными вертикально друг над другом. Польша. XVII в. Императорский Царскосельский арсенал.

Тяжелая форейторская шпора. Из латуни, с тремя шенкелями с колесиками в форме звездочек. Германия. XVII в.


















Покупка, продажа лошадей

Все породы лошадей

Фото лошадей

Статьи про лошадей

Форум лошадей, конный форум

Прокат лошадей

Бесплатные объявления





О проекте
Пользовательское соглашение