Про лошадей - Верховая езда и конный спорт


Фигурки на торт   Чм 2018 по футболу в России   Путешествия



О проекте  Реклама  Погода  Новости
 






Статьи о лошадях / Теория верховой езды, Конный туризм, Natural HorsemanShip, Конкур-выездка-троеборье (езды),
Породы лошадей от А до Я, Интересное о лошади, Уход за лошадьми, Анатомия-болезни-лечение, Лекарства для лошадей

Принципы управления лошадью





  Управление лошадью заключается в передаче ей воли всадника путем настойчивых, последовательных и терпеливых требований при помощи определенных средств воздействия (уклонов корпуса, шенкелей, поводьев, хлыста) и достижении ответной реакции лошади.

Уклоны корпуса.

Центр тяжести лошади, стоящей на горизонтальной площадке, находится примерно в точке пересечения вертикали, проходящей через мечевидный отросток грудной кости с горизонтальной плоскостью, идущей через плечелопаточное сочленение. Центр тяжести всадника, сидящего на лошади прямо и в положении правильной посадки, находится над центром тяжести лошади.

Оси обоих центров совпадают, если лошадь стоит ровно на всех четырех ногах. Если лошадь и всадник являют собой единое целое и центры их тяжести находятся на одной вертикали, то лошади легче нести всадника, а всаднику легче управлять лошадью.


При движении лошади всадник для вхождения в ритм движения должен переместить свой центр тяжести уклоном корпуса вперед, сопровождая движение. При этом всадник вынуждает лошадь изменять положение своего центра тяжести. На этом принципе основано управление лошадью уклонами корпуса.

Уклонами корпуса всадник предупреждает движения лошади, способствует началу движения, ставя лошадь в наиболее удобное для этого положение; восстанавливает утраченное равновесие при ошибках лошади; регулирует и направляет ее движение вперед. Уклоном корпуса вперед облегчается работа зада лошади, уклоном корпуса назад - переда. Уклоном корпуса в сторону поворота дается сигнал для начала поворота и облегчается его выполнение.

В какую бы сторону ни уклонялся корпус всадника, седалище не следует отрывать от седла. При уклоне корпуса в сторону тяжесть тела нужно передать на соответствующую седалищную кость без ее смещения в отношении седла.

Действие шенкелем.

Оно заключается в давлении на бока лошади в области за первой подпругой, ближе к задней. Этим подается сигнал на движение ее вперед и достигается управление задней частью корпуса лошади. Действия шенкелем могут быть равномерными, если на бок лошади давят оба шенкеля с одинаковой силой, и неравномерными, когда степень давления неодинакова. Действия шенкелем могут производиться плавным нажатием и резкими сжатиями, толчками. При действии толчками шенкель не должен отделяться от бока лошади.

Правильное воздействие шенкелем требует, чтобы пятка у всадника была опущена: это благоприятно влияет на глубину посадки и на положение коленей, позволяя всаднику без особых усилий воздействовать на лошадь напряжением мускулатуры ног. Неравномерное действие шенкелем заставляет лошадь уступить и переместить зад в противоположную сторону.

Умение воздействовать на лошадь шенкелями совершенствуется со временем настолько, что становится рефлекторным движением. Действие шенкелем почти всегда опережает действие повода.

Действие посредством поводьев.

При помощи поводьев всадник передает свои требования на удила и соответственно на беззубый край нижней челюсти лошади, язык, углы рта и тем самым управляет ее передом. Правильным действием удил будет такое, от которого лошадь, легко и равномерно налегая на удила, охотно уступает малейшему их нажиму, не сопротивляясь и не бросая их.

Разбор поводьев
Рис.15. Правильное положение при разборе поводьев в две руки (по-учебному)
Рис. 16. Правильный разбор поводьев в одну руку (по-строевому) при горизонтальном положении кулака

Разбор поводьев
Рис.17. Правильный разбор поводьев в одну руку (по-строевому) при вертикальном положении кулака
Рис. 18. Одно из неправильных положений при разборе поводьев в две руки: поводья проходят сверху указательных пальцев






Посредством поводьев всадник устанавливает положение головы и шеи лошади, указывает ей направление движения, замедляет его и дает сигнал на остановку.

В известном смысле поводья безразмерны. Длина поводьев от удил до кисти руки определяется аллюром и характером движения и должна обеспечивать возможность выполнения необходимых действий по управлению лошадью. Сокращение длины поводьев (набор повода) осуществляется сгибанием кистей рук, сгибанием в запястных и локтевых суставах либо перемещением кистей рук на поводьях.

Поводья разбирают в две руки (по-учебному), пропуская их между мизинцем и безымянным пальцами обоих кулаков, находящихся в вертикальном положении, и прижимают большими пальцами; концы поводьев должны проходить не внутри, а снаружи и сверху поводьев в одну из сторон (рис.15).

При разборе поводьев в одну руку (по - строевому) их нужно взять в правую руку, выровнять и наложить левую руку на поводья сверху так, чтобы левый повод проходил между мизинцем и безымянным, а правый - между средним и указательным пальцами; оба повода зажаты в кулаке и прижаты большим пальцем к указательному; кисть держат пальцами книзу (рис. 16).

Удобен разбор поводьев в одну руку при разделении их одним безымянным пальцем и вертикальным положе нием кулака (рис.17). Для остановки нужно набрать поводья движением кисти сверху - вниз - на себя; можно при этом наложить кисть правой руки на левую сверху. Для выполнения поворота необходимо набрать на себя соответствующий повод, изменяя положение кисти и смещая ее в сторону поворота несколько сильнее, чем при разборе поводьев в две руки.

При любых способах разбора повод всегда должен быть крепко зажат в кулаке. Мягкость управления лошадью обеспечивается не смягчением действия поводьев пальцами, а мягким действием всей кисти в запястном суставе. Пользование иными способами разбора и действия поводьями не рекомендуется (рис.18).

Хлыст.

Служит для наказания лошади и иногда для посыла вперед; к хлысту следует прибегать только хорошо подготовленному всаднику и то лишь тогда, когда будут исчерпаны все другие средства посыла лошади. Хлыст выдается только отдельным туристам по решению инструктора. У большинства туристов не возникает необходимости в применении хлыста.

Использование средств управления.

При верховой езде уклоны корпусом, действия шенкелем и поводом употребляются почти всегда комплексно, во взаимодействии. Различные требования всадника к лошади передаются им с разной мерой воздействия того или иного средства управления и в различной последовательности, разнообразными комбинациями. Такие комбинации воздействий называются посылами.

Различают посылы к началу движения лошади с места, переходу с шага на рысь, с рыси на галоп, посылы к остановке, осаживанию и т. д. Каждый из посылов состоит из ряда воздействий, которые необходимо провести в строго определенной последовательности и с определенным "весом" того или иного воздействия, стереотипно, чтобы лошадь поняла, чего от нее хочет всадник.

Вхождение в ритм движения лошади достигается упреждающими движениями корпуса и максимальным расслаблением мускулатуры, в первую очередь поясницы, при самой глубокой и правильной посадке для данного движения. При правильном вхождении в ритм движения лошади всадника мало подбрасывает на учебной рыси (сидя в седле).

Контакт всадника с лошадью.

Под контактом всадника с лошадью необходимо понимать соответствие требований всадника и ответной реакции лошади. Для установления контакта всадник должен оценивать собственную посадку, меру воздействия на лошадь, ритм, каждое движение лошади и соизмерять свои воздействия с теми задачами, выполнение которых он требует от лошади. Только опыт подскажет всаднику, достаточно ли его усилие или слишком велико, следует ли его повторить или цель достигнута. Усилия, с которыми необходимо выполнять отдельные воздействия, определяются степенью чувствительности и восприимчивости лошади и ее выезженностью. Не следует оказывать слишком сильные воздействия, силовое принуждение. В то же время нужно быть требовательным в ситуациях, когда необходимы энергичные действия, особенно если это угрожает жизни и здоровью людей. В этом случае техника управления лошадью остается прежней, а степень воздействия резко возрастает. Энергичные действия всадника не будут считаться грубыми, а отступления от правил оправдываются ситуацией.

Дистанция
Рис. 19. При езде необходимо соблюдать дистанцию

Техника управления лошадью отрабатывается или проверяется на турбазах в открытых манежах, а затем на плацу на занятиях с группами туристов. В манеже группу принято называть сменой.

Поскольку верховая езда группой по соображениям техники безопасности требует строжайшей дисциплины, на занятиях используют специальные команды. Команды состоят из двух частей: предварительной и исполнительной. Предварительная команда дает всаднику возможность сориентироваться, какой прием управления следует применить, а исполнительная, произносимая протяжно, дает возможность успеть выполнить прием.

Команда на начало движения, переход на более резвый аллюр, на перестроение и т. п. сопровождается сло вом "марш". Например, "Шагом - ма - а - рш!". При переходе от более резвого аллюра к тихому протяжно произносится первая часть команды, а вторая ("марш") опускается. Например: "Ша - а - гом!" - при переходе с рыси на шаг. Команды "Смирно!", "Повод" (внимание) и "Стой!" - односложны. Команда "Стой!" произносится протяжно. Если после остановки нужно продолжать движение тем же аллюром, что и до остановки, подается команда "Прямо!".

При езде сменой необходимо соблюдать дистанцию, иначе впереди идущая лошадь может ударить задними копытами (рис.19). Дистанцию определяет инструктор. Обычные дистанции - один - два корпуса лошади (2-4 м). Во время езды дистанция определяется следующим образом: при дистанции в два корпуса всадник, сидящий в положении правильной посадки, должен видеть копыта впереди идущей лошади, а при дистанции в один корпус - ее скакательные суставы.

Прежде чем приступить к дальнейшему изложению, определим некоторые понятия, необходимые для вос приятия содержания этого раздела.

"Сбор" и "постановление".

"Сбор" лошади - это состояние уравновешенности, достигаемое подведением задних ног вперед, опусканием крупа, выгибанием поясницы и позвоночного столба в вертикальной плоскости и характеризующееся приподниманием шеи и головы со "сдачей" в затылке. "Сбор" лошади может осуществляться как на месте, так и в движении. Это состояние высшей уравновешенности довольно утомительно для лошади, и злоупотреблять им не следует.

Состояние "сбора" выполняется лошадью под одновременным нажимом шенкелей и принятием ее на повод.

"Постановление" - характерное смещение головы лошади при "сборе" в горизонтальной плоскости без из менения положения шеи и корпуса. При "постановлении" всаднику становится виден край глаза лошади стороны "постановления". Выполняется под действием повода стороны "постановления", который слегка набирается. Второй повод без изменения, шенкель стороны, противоположной "постановлению", удерживает зад лошади от смещения в эту сторону.

Учебная и строевая рысь.

При движении учебной рысью всадник глубоко сидит в седле, не облегчаясь, гасит толчки лошади сцеплением шлюсса с седлом и расслабленной поясницей. При этом не следует делать значительный упор в стремя, а только чувствовать его, чтобы не сделать посадку скованной.

На строевой облегченной рыси всадник должен слегка привстать на стременах, в ритм движения лошади пода вая корпус вперед и вверх при плотно приложенных к седлу коленях, пропуская один толчок седалища о седло и опускаясь в седло в момент опирания о землю передней ноги лошади. Подниматься над седлом нужно как можно меньше.

Припомните: в разделе о правильной посадке говорилось об оси вращения, проходящей через неподвижные колени. Это представление поможет правильно совершать движение на строевой рыси.

Манежный и полевой галоп.

На манежном галопе следует сохранить посадку как на учебной рыси, сидя в седле, а корпус слегка наклонить вперед и несколько внутрь движения; поясница при этом прогнута, толчки от движения лошади гасятся поясницей, прочность посадки обеспечивается шлюссом, седалище не должно отрываться от седла. На полевом галопе следует усилить упор в колено и стремя и подать корпус вперед, приподнять седалище над седлом.

Начало движения.

Перед началом движения нужно "собрать" лошадь, корпус подать слегка вперед и одновременно с нажимом обоих шенкелей слегка отдать повод. Команда: "Смена, шагом - марш!".

Движение шагом.

При движении шагом надо поводом указывать лошади направление движения, а шенкелями контролировать прямолинейность движения и его темп.

Движение рысью.

Для того чтобы заставить лошадь двигаться рысью, нужно усилить действие шенкелей легким нажимом, либо резким импульсивным сжатием, либо серией таких сжатий (в зависимости от чувствительности и выезженности лошади и опытности всадника) и тотчас же отдать повод несколько больше, чем на шагу, не допуская тем не менее его провисания.

При езде сокращенной рысью следует вести лошадь в шенкелях при мягком упоре ее в повод. Скорость движения регулируется поводом и шенкелем. При езде прибавленной рысью необходимо сильнее высылать лошадь вперед шенкелями на повод, который отдается больше, что позволит лошади вытянуть шею вперед, не опуская головы.

Переход с шага на рысь совершается всегда на учебной рыси, сидя в седле. На строевую рысь всадник переходит после нескольких темпов учебной, если это предусмотрено командой. Команды: "Учебной рысью - марш!" и "Рысью - марш!". Если в команде не предусмотрен вид рыси, это означает, что ехать нужно строевой рысью, облегчаясь под внутреннюю ногу.

Движение на повороте.

Для выполнения поворота необходимо усилить нажим шенкеля стороны поворота (ось поворота), набрать повод стороны поворота, противоположный повод переместить несколько в сторону поворота, не ослабляя его натяжения, и посылать лошадь толчками второго шенкеля, который отойдет слегка назад. Ошибки: всадник тянет повод стороны, противоположной повороту, либо бросает его.

Движение на заездах.

Движение на заездах (упражнениях в поворотах) служит для ускорения освоения средств управления. Для успешного освоения средств управления достаточно отработать движения на вольту, полувольту, серпантине и переменах направления.

Вольт - движение по окружности диаметром 6-8 м. Управление лошадью как на повороте, только затянув шемся. После описания полной окружности движение продолжается в том же направлении.

Полувольт - движение как и на вольту, но в положении, когда лошадь, пройдя 3 / 4 окружности, находится пер пендикулярно к стенке манежа, начинается поворот и движение в противоположную сторону.

Серпантин - движение от одной стенки манежа к другой. В отношении управления лошадью это серия движений по прямой и по полуокружностям.

Перемены направления могут быть через середину манежа от короткой и длинной стенок и с угла манежа. При перемене с угла манежа, обычно от короткой стенки, стенка проходится полностью. Управление: повороты и прямая. Если перемены направления совершаются на строевой рыси, в середине манежа нужно сменить ногу облегчения. С этой целью нужно опуститься в седло и пропустить один темп движения.

Команды на заезды: "Вольт налево (направо) - марш!", "Направо (налево) назад - марш!" - для движения на полувольту, "Перемена направления через середину (с угла манежа) - марш!". Движение на всех заездах совершается при глубокой посадке в седле.

Движение галопом.

Галоп самый приятный и желанный для всадника аллюр. Чтобы лучше понять действия по управлению лошадью на галопе, напомним: это аллюр трехтактный, что отчетливо слышно при движении лошади на жестком грунте. Напомним также последовательность этих ударов: вначале задняя нога, потом диагональ второй задней ноги и вторая передняя нога, а третий момент - перенос веса лошади на эту переднюю ногу. Затем момент свободного подвисания, при котором все четыре ноги лошади находятся в воздухе.

Для выполнения первого такта галопа задние конечности лошади должны быть подведены ближе к центру тяжести. При определении рода галопа - с левой или правой ноги - всадник должен набрать соответствующий повод и сделать "постановление" в ту сторону, с какой ноги лошадь должна двигаться галопом. При этом второй повод сохраняет прежнее натяжение, а всаднику, сидящему на лошади прямо, должен быть виден край глаза лошади. Усиленное посылающее действие шенкеля противоположной стороны заставляет лошадь выносить нужную ногу вперед. При этом всаднику следует несколько сместить корпус (усилить давление на седло) той стороны, с какой ноги лошадь нужно поднять в галоп.

Легче всего поднять лошадь в галоп с нужной ноги при движении в углу манежа. Если лошадь поднялась в галоп не с той ноги, идет контргалопом, следует перед очередным поворотом перевести ее на рысь и снова в углу манежа повторить подъем в галоп.

На галопе всадник должен следить за тем, чтобы колено находилось как можно ниже, но не надо слишком сильно упираться коленями в седло, это может сковать посадку. Прочность посадки основывается на балансе, сцеплении колена и шлюсса. Это сцепление наиболее эффективно при расслабленной, прогнутой пояснице, гасящей толчки лошади.

Команда: "Смена, галопом - марш!".

Переходы из аллюра в аллюр.

При переходе от галопа к рыси нужно набрать оба повода одновременно, но больше противоположной стороны, что затруднит вынос ноги движения, и одновременно принять лошадь на шенкель, равномерно, плавно сжав бока лошади шенкелями движением снизу вверх, а корпус слегка наклонить назад. Команда: "Рысью!". Движение продолжается учебной рысью.

При переходе на шаг нужно усилить действие шенкеля и принять лошадь на повод равномерным, плавным движением кисти вниз - на себя - вверх. Команда: "Шагом!". Движение продолжается шагом в "сборе".

Остановка.

Команда "Стой!" может застать всадника в движении на любом аллюре. По этой команде нужно последовательно выполнить все элементы управления по переходу из аллюра в аллюр, на шагу корпус откинуть слегка назад, усилить действие шенкелей и набрать оба повода одновременно движением кистей сверху - вниз - на себя; разрешается при этом незначительный перевод поводом, например слева - направо - налево.

Из состояния стойки в "сборе" может последовать команда "Прямо!". Это означает, что нужно двигаться в том же направлении и тем же аллюром, что и до команды "Стой!".

Если же последует команда "Вольно!", нужно тотчас ослабить действие шенкеля и отдать лошади повод на всю его длину, чтобы она могла опустить голову и вытянуть шею.

Осаживание.

При осаживании лошадь двигается не вперед, а назад, передними ногами ступая по следу зад них. Это трудное для лошади движение, и выполняет она его не особенно охотно. Сложно это движение и для управления. Для осаживания с места нужно прежде всего облегчить зад лошади подачей корпуса вперед, затем нажатием шенкелей и мягким набором поводьев осадить лошадь на несколько шагов; ослабив действие шенкелей и повода, остановить лошадь; снова осадить лошадь и т. д. Не следует злоупотреблять осаживанием. Команда: "Назад равняйся - марш!". Для осаживания лошади в движении ее необходимо предварительно остановить, зафиксировать положение стойки в "сборе" и приступить к осаживанию. Команда на прекращение осаживания: "Прямо!". По этой команде нужно продолжать движение на том же самом аллюре.

Замечания.

Описанные приемы управления лошадью могут показаться начинающему всаднику довольно сложными, а может быть, и невыполнимыми. Эта сложность кажущаяся, на деле все обстоит довольно просто, так как обучение верховой езде на турбазах проходит под руководством опытных инструкторов по специальной методике, последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Цель этого периода обучения - подготовить туриста к верховой езде в поле, а затем и по маршруту. Приобретенные в период обучения навыки, может быть, и не будут полностью использованы в путешествии по маршруту, но они совершенно необходимы. Например, на маршруте не придется двигаться галопом. Но кто может поручиться, что в какой - то непредвиденной ситуации лошадь под туристом сама не поднимется в галоп ? Всадник, знакомый с ощущениями движения на галопе и имеющий представление о технике остановки лошади с этого аллюра, в данном случае не растеряется. И не беда, если он остановит лошадь не по правилам и излишне энергично.

При езде в смене лошади по стадному инстинкту двигаются друг за другом очень охотно, копируя путь впереди идущих и подражая им. Освоение техники управления лошадью не будет плодотворным, если в этот период удовлетвориться просто ездой на лошади, "кататься". Нужно всю инициативу по движению лошади взять на себя, управлять ею так, будто в манеже нет других лошадей. Это на первых шагах поведет к некоторой борьбе с лошадью, но вскоре она смирится, станет, например, заходить в углы манежа, а не срезать их, останавливать ся, не наткнувшись на хвост впереди идущей, а там, где этого потребовал всадник. Словом, чем больше придется поработать в период обучения, тем приятнее и безопаснее будет путешествие.

Способность принимать самостоятельные решения по управлению лошадью очень хорошо развивается при езде врозь. Команда: "Шагом (рысью) ездой врозь - марш!". По этой команде все всадники должны продолжать движение на заданном аллюре в любом избранном ими направлении, самостоятельно управляя лошадью. Заметим, что лошади неохотно удаляются от других лошадей, а стараются пристроиться в хвост другой лошади. Не нужно позволять им это делать, следует заставить двигаться только в указанном направлении и как можно чаще менять его.

Во избежание столкновений во время езды врозь нужно запомнить основное правило: всадники, едущие встречным курсом, минуют друг друга всегда справа (встречаются левым плечом). Несоблюдение этого пра вила может привести к столкновению.

Команда на прекращение самостоятельной езды: "Смена, по головному направо (налево) шагом (рысью) - марш!".


Смотрите также:
Цикл статей по теории верховой езды
Верховая езда для здоровья человека
Правила верховой езды











Дешевые авиабилеты!


Покупка, продажа лошадей

Все породы лошадей

Фото лошадей

Статьи про лошадей

Форум лошадей, конный форум

Прокат лошадей

Бесплатные объявления






О проекте
Реклама на сайте
Партнеры
Карта сайта



      Rambler's Top100   Яндекс.Метрика

Лошади и кони, породы лошадей, фото лошадей. Web дизайн и создание сайта http://rosdesign.com